Воскресенье, 23.07.2017, 23:31
Приветствую Вас Гость | Вход | |
Меню
Библиотека
Сетевой город
Начальная школа
Питание
Сайты учителей
Портал

Социальные проекты
Партнеры
ГосУслуги
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Портал государственных и муниципальных услуг
ХМАО-Югры
Администрация


Оценка

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Начало пятого класса – сложный период. Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее,
потому что:

  • очень много разных учителей . У каждого учителя свой стиль преподавания, свои требования.
  • непривычное расписание (новый режим);
  • новые дети в классе;
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую, и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации 5-классников к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявить высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требования учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общение с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходом от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, он же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно – дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии, последствий своего или чьего – то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность,как в зеркале, увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей роли учебной деятельности на ведущую роль деятельности общения.

Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость, поэтому следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей – предметников.

Особое внимание нужно уделять формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Подготовил педагог-психолог Скрипец И.В.
Поиск

Поиск в Интернете


Опрос

Оценка качества предоставляемых услуг
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наша жизнь
Почта
Реквизиты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2»

Адрес:
628684, Тюменская область,
ХМАО-Югра, г.Мегион,
ул. пр-т Победы, 6.

E-mail:
moysoch2@list.ru

Телефон/факс приемной:
8 (3-46-43) 3-19-36

Телефон/факс директора:
8 (3-46-43) 2-01-27

WWW:
http://school2-megion.ru
Полезные ссылки
Горячая линия
Телефон доверия о недопущении сбора
незаконных денежных средств
с родителей обучающихся в
МБОУ "СОШ №2"

директор: О.А. Ильина
раб: 8(34643)2-01-27


Телефоны "горячей линии" по вопросам незаконных сборов денежных средств
в общеобразовательных организациях

Цулая Лариса Владимировна:
раб: 8(3467)329-517

Есть вопрос по поводу ЕГЭ? Задавай!
Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки

Вопросы можно задать по телефону 8 (495) 984-8919
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00 мск

Горячая линия
"Защита детства"


тел. 8 (3467) 33-13-70
с 12.00 до 18.00
Погода
Внимание
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" © 2017