Что такое инклюзивное (включающее) образование?
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Включение – это не интеграция:
- Включение – это больше, чем интеграция.
- Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
- Специалисты приходят помогать детям.
- Обычные школы изменяются.
- Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
- Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
- Воспринимают человеческие различия как обычные.
- Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
- Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
- Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.
Включение – это:
- НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
- НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
- НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ в МБОУ СОШ№2", детям – инвалидам, родителям/законным представителям осуществляется по предварительной записи по телефону – 3-96-25
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.


План работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ «СОШ №2» на 2021 – 2022 учебный год |
 |
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" |
 |
План взаимодействия Опорного образовательного центра, обеспечивающего работу с детьми, имеющими особенности развития КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» со школами спутниками и Ресурсным центром СурГПУ на 2021 – 2022 учебный год |
 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" |
 |
Приказ Департамента образования и молодежной политики администрации города Мегиона от 26.10.2018 года №826-О "Об организации работы по реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида" |
 |
Информация о казенном общеобразовательном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
 |
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ" |
 |
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" |
 |
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" |
 |
Концепция организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |
 |
Создание универсальной безбарьерной среды |
 |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 340-п "(ред. от 11.09.2020) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда" (вместе с "Порядком предоставления субсидии на поддержку социально значимых программ общественных организаций инвалидов, в том числе по созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест инвалидов") |
 |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 г. N 359-п "О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации" |
 |
Учебный план ОВЗ |
 |
Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении |
 |
Рекомендации и правила этикета при работе с детьми ОВЗ |
 |
Программа социально - психологического сопровождения детей с ОВЗ |
 |
«Курсы повышения квалификации АУ «Института развития образования» |
 |
Перечень образовательных организаций, осуществляющих профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
 |
|