Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований.
Основная деятельность младшего школьника
- учение
- приобретение новых знаний, умений и навыков
- накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе
- в процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
Развитие личности младшего школьника:
- зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми
- очень подвержен внешнему влиянию
- закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения
- начинает формироваться общественная направленность личности
Характер младшего школьника:
Младшие школьники импульсивны (склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).
Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения
Особенности эмоционально- волевой сферы:
- общая недостаточность воли
- наблюдается капризность, упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо (причина – недостатки семейного воспитания)
Младшие школьники очень эмоциональны!
- во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
- во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
- в-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Вывод:
- младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства
- основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения
- к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы
- полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста: создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
Информация подготовлена Скрипец И.В. |